августа 11, 2009

Фестивальная Украина: исключение за профнепригодность

Не успел я дать Вадиму Воротинскому комментарии, как материал уже начал шириться в сетях Украины. Восстанавливаем справедливость и публикуем оригинал на этом, самом честном ресурсе в сети.


Экономическое беспокойство рождает новые ценности. Последние события в стране заставляют задуматься каждого, что же будет осенью. У меломанов на одну проблему в голове стало больше: какая участь ждет фестивальное движение в Украине, которому вот уже несколько лет к ряду пророчили большое и перспективное будущее? Скептические настроения разносятся со скоростью света и вызваны сенсационным финалом молодого и амбициозного фестиваля Свирж. Из-за ошибок организаторов более 5000 влюбленных в музыку украинцев остались не у дел: даже при оптимистическом отношении к проблеме можно говорить о соблюдении не более 30% обязательств перед зрителями. Из всех заявленных сцен до последнего дня фестиваля «дожила» только одна – в последний же день выступления вообще прекратились. Остальные площадки вместе с анонсируемыми хедлайнерами исчезли из поля зрения участников уже на второй день. Причина метаморфоз, как бы парадоксально это не звучало, – недостаточное количество проданных билетов. Мало того, что организаторы ошиблись в своих ожиданиях примерно в 5 раз, они возложили ключевые расходы по проведению фестиваля на плечи самих слушателей. При этом, сами же слушатели, заплатившие минимум 150 гривен за билет, и пострадали. В результате, наибольший аншлаг наблюдался в районе касс фестиваля, и зрители при этом кричали отнюдь не «на бис». Общую атмосферу нагнетало отсутствие воды и элементарное несоблюдение санитарных норм. Картина получается достаточно полной для того, чтобы понять, насколько сильный нанесен урон фестивальной культуре Украины.

Пока только приблизительно можно предполагать трудности, с которыми придется столкнуться организаторам известных музыкальных фестов, но по реакции общественности точно можно судить, что вероятно им придется несладко.
С одной стороны – это частичная потеря аудитории. Медийное пространство заполнено негодованием обманутых слушателей. Однако, не является секретом, что у каждого мероприятия всегда найдутся как поклонники, так и ярые противники. К примеру, по словам PR-директора продюсерского центра «Jazz in Kiev» Юрия Руднева, во время заявления директора фестиваля о невозможности выполнения обещаний реакция слушателей не была чрезмерно негативной, а в районе палаточного городка оставалась обычная доброжелательная атмосфера. С другой стороны, панику перед кассами отмечает Андрей Слабинский, арт-директор фестиваля "Джаз Коктебель". Подтверждение его слов – в информационных сюжетах телекомпаний. Как бы то ни было, негативных отзывов было значительно больше, чем при «правильной» организации фестиваля.

Всегда толерантный в своих комментариях Алексей Коган, арт-директор продюсерского центра «Jazz in Kiev», по поводу случившегося заявляет: «Это страшный нокаут, не побоюсь этого слова, для имиджа украинского фестивального движения. И с ним придется работать абсолютно всем организаторам знаковых музыкальных мероприятий страны»
Другую опасность представляет вполне реальная угроза усугубления деловых отношений между украинскими продюсерскими центрами и всемирными метрами сцены. «По фестивалям не только страна, но и внешний мир судят о здоровье украинского джаза, о его личностях, о его месте в мировой культуре», - отмечает Александр Серый, основатель Международного джазового фестиваля «Dо#Dж». Завершение любого масштабного мероприятия в Украине с участием звезд мировой величины вызывает за собой целую культурную волну. Однозначно, после провала Свиржа реноме украинского фестивального мира оставляет желать лучшего. При этом, как предполагает Алексей Коган, найдутся зарубежные менеджеры, которые станут специально завышать гонорары. На самом деле это будет естественное желание промоутеров артистов гарантировать свои риски. Лишится ли украинская сцена настоящих мировых имен – покажет время.

Первым после Свиржа пройдет проверку на прочность фестиваль "Джаз Коктебель", который стартует в середине сентября на привычном для себя месте. В этом году организаторы заявляют несколько громких сенсаций и настоящий праздник свободной и незаангажированной музыки. О том, как идет подготовка к фестивалю, мы спросили у его продюсера Андрея Слабинского:

А.С.: В этом году фестиваль пройдет уже седьмой раз. За время его существования, поверьте, мы на 120% осознали, что такое честный фестиваль и как гарантировать слушателям данные обещания. Принципы организации мероприятия не изменились и с наступлением кризиса: грамотный стратегический и финансовый менеджмент, четкое планирование и привлечение спонсоров. Мы любим свою публику и относимся к ней, как к себе, пытаемся ставить себя на место зрителя и устранить все возможные причины для дискомфорта.

В.В.: Насколько я знаю, в этому году у вас планируется фестиваль в формате нон-стоп на двух сценах. Как вы можете гарантировать полное соблюдение заявленной программы?
А.С.: Естественно, от форс-мажоров не застрахован ни один организатор открытых фестивалей, но все они прописаны в контрактах с артистами и продиктованы расположением высших сил. Договоренности и ответственность сторон закреплены, как и полагается, юридически. Это правило, которого мы придерживаемся. В остальном же, у нас очень сильные и проверенные организационные партнеры, каждый из которых – настоящий профессионал. Все мы делаем одно дело под названием «Джаз Коктебель»: это наша репутация, проверенная временем. Уверен, что на грядущем фестивале сторонники неимоверно позитивного коктебельского музыкального проекта нас поддержат своим приездом несмотря ни на какие бушующие вокруг страсти.

В.В.: Ходили слухи, что «Джаз Коктебель» будет перенесен в другое место Крыма. Вам удалось найти общий язык с местными властями и предпринимателями?
А.С.: Нам удалось найти прекрасное место – часть знаменитого нудисткого пляжа. На нем с этого года и будет расположена территория фестиваля, где будет проходить основная часть музыкальной программы и где мы сможем гарантировать нашей публике незабываемую атмосферу и условия пребывания. Кстати, именно поэтому рекомендуем приобретать билеты заранее: в предварительной продаже они дешевле, да и очередей во время фестиваля таким образом удастся избежать.


В ожидании сентябрьского праздника в Коктебеле стоит надеяться, что в Украине все-таки существует хорошее фестивальное правило. А из каждого правила, как известно, есть исключения – пусть неприятные и несвоевременные.

Комментариев нет:

Отправить комментарий